С чего всё началось?
Газовые котлы АОГВ производства Ростовгазоаппарат исполнения 2210, т.е. еще те, круглые аогвэшки, где кнопка электромагнита смотрит не как у Жуковского вверх, а в сторону, начали сниматься с производства и прекратили поставляться где-то в 2014 году.
Плюс-минус. Поставка запчастей тоже потихоньку стала сходить на нет. Исчезли некоторые элементарные вещи: кожух запальника (гусёк), трубки контроля по тяге, горелки и т.д. На сегодня (январь 2022) поставляются все виды термопар, трубки запальников с жиклерами, тройники автоматики контроля и электромагнитные клапаны в корпусе (Каталог запчастей АОГВ Ростов). Об электромагнитном клапане и пойдет речь.
Катушка клапана
Устройство клапана не такое уж и сложное. Он делится на две части: газовую и электромагнитную.
Если нужно подробнее узнать о его устройстве, то это можно посмотреть здесь. За что отвечает катушка клапана?
По сути, - простое устройство, но именно оно играет ключевую роль в удержании клапана в открытом положении при нагретой термопаре для правильной работы котла.
Обычно кнопку электромагнита или зажимают, или привязывают для того, чтобы газ все-таки подавался на горелку, обходя тем самым контроль горения, который и осуществляет термопара. Если запальник задует или по любой другой причине пламя на запальнике исчезнет, термопара остынет и клапан должен "от щёлкнуться" и перекрыть доступ газа в котёл. А кнопка насильно зажатая запускает газ напрямую и, в случае задувания, газ просто продолжит поступать и поступать. Это неприемлемо! В большинстве случаев для нормального ремонта в подобных случаях, заказываются новые термопара и электромагнит. Но после установки на котел нового ЭМК (электромагнитного клапана) ситуация не изменяется. Новый ЭМК также не "держит" кнопку в нажатом положении, как и в случае со старым. Или он почти схватывает, кнопка почти залипает, но всё равно не держит. Или вот вроде как-то держит, но, топни ногой, и кнопка отскакивает. Качество исполнения именно катушки клапана тому виной.
Как это работает?
Во-первых, нужно знать, что "получить" на контакт катушки электромагнита термоЭДС, которою вырабатывает термопара, можно лишь в том случае, если будет разница потенциалов между корпусом термопары и ее контактом. Контакт термопары прижимается к контакту электромагнита и притягивается гайкой термопары. Гайка термопары в данном случае и играет роль второго контакта, который заземляет корпус термопары на корпус котла. Если этого заземления не будет, там хоть 220 Вольт подай, кнопка "залипать" не будет.
Во-вторых, нужно знать, что провод катушки электромагнита, который идет как намотка через два магнита, другим концом упирается в пластину корпуса катушки. Он там типа припаян. Именно "типа". Поскольку паять хорошо медь к меди, например. Но чтобы воткнуть медный провод, причем достаточно большого сечения, в отверстие в стальной пластине, пытаясь при помощи припоя осуществить плотный контакт..??? Без комментариев. В итоге с виду всё хорошо выглядит, даже "звонится" тестером, но на деле работает очень плохо. Или вообще не работает.
Почему не работает?
На фото желтыми стрелками как раз показано место входа провода в пластину катушки. Желтые стрелки указывают на то, что провод вроде нормально прилегает. Даже припаян, прижат, замурован, - как еще сказать?
Но это сочетание даёт такое сопротивление, что только с батарейки 1,5 Вольта достаточно, чтобы кнопка залипла. Термопара со своими 20-30 Милливольтами просто незаметна. Причем, видите, самая правая стрелка указывает на то, что налили олова через чур и потом наждаком его стачивали. Кстати, бывали случаи, когда этот наплыв не стачивали, а сразу прикручивали катушку к клапану, и этот наплыв заминал резиновую мембрану, которая под электромагнитом, и из под катушки просто начинал переть газ. Далее фото того места, где провод входит в отверстие в пластине. И потом оно же в увеличенном виде. Понятно, что обработки поверхности просто не было.
В итоге
В итоге термоЭДС с контакта термопары, должно пройти по проводу катушки в виде обмотки вокруг двух магнитов, пройти через это странное соединение медного провода с пластиной корпуса катушки и вернуться назад через гайку термопары на корпус термопары. Всё! Цепь должна замкнуться! А этого не происходит. Ну, может, происходит на одном из пяти новых клапанов. И как быть?
Особенно, когда котел нуждается в срочном ремонте. А если всё это отправить куда-нибудь посылкой? Куда-нибудь далеко? Человек о том, что катушки такого качества может и не знать. Получит. Заплатит мастерам. Они всё новое с удовольствием поставят. И? Кнопка не держит? Смысл всей этой затеи?
Выводы
В общем, с 2014 года всё это порядком надоело. Особенно знать и каждый раз бояться отправлять то, что заведомо может не работать.
Гибрид (Гибридный Электромагнит) - решение проблемы.
Гибридный электромагнитный клапан. Идея возникла давно, - всё руки не доходили. Есть еще один завод, который выпускает электромагнитные клапана - Жуковский МЗ. Они выполнены совсем иначе. На катушке жуковского электромагнита второй контакт провода не "засунут" в стальную пластину. Он выведен из электромагнита в виде второго контакта, с противоположной стороны. ЖМЗ называет это изделие Магнитная коробка. И есть один нюанс, который и послужил на пользу делу. Дело в том, что первый АОГВ-80 со своим газовым блоком и был в 1974 году (может ранее. Не важно) по сути прототипом, который ЖМЗ взял за основу в производстве магнитных коробок на свои первые котлы. С тех пор мало что изменилось. И мы получаем от ЖМЗ, по сути, верхнюю часть корпуса электромагнита, которая просто немного не совпадает по диаметру четырех отверстий для закрепления. "Расшерудив" дрелью эти отверстия на "побольше" мы получаем шикарную, надежную катушку для нашего клапана для АОГВ Ростов.
И, что самое важное, - Магнитная коробка ЖМЗ это все-таки проверенное годами заводское изделие, которое в паспорте гарантирует определенное и подтвержденное усилие размыкания электромагнита (2-я строка), про которое изготовитель ЭМК Ростов, похоже, даже не помнит.
Проверям изделие:
1. Резьба для наворачивания гайки термопары от АОГВ Ростов полностью соответствует. Термопара свободно накручиваетсся до упора тем самым обеспечивая плотный контакт.
2. Винты, которыми прижимается старая катушка, также нормально притягивают магнитную коробку ЖМЗ.
3. Шток внутри магнитной коробки полностью соответствует по длине и по усилию пружины. Его нужно установить, попав в отверстие резиновой мембраны, которая находится в корпусе клапана под электромагнитом.
4. А что делать со вторым контактом магнитной коробки? Есть специальная гайка с внутренней резьбой тоже от ЖМЗ. Называется "Гайка контрольная". Ее наворачиваем на свободный контакт и затягиваем. Таким образом, замыкаем цепь.
5. И самое важное! Конструктивно заземление корпуса контактов магнитной коробки ЖМЗ выполнено таким образом, что его просто невозможно разрушить механически. И это не пайка, а механический зажим. Который сам по себе никогда не развалится.
Видите как на магнитной коробке зажат контакт? А справа на катушке Ростов:
Цифра 1- это как я называю - "борода". Часто этот массив припоя просто отваливается, приходиться пробовать залить припоем образовавшуюся щель.
Цифра 2 - это диэлектрик, разделяющий контакт термопары и гайку. Часто он бывает настолько толстым, что новую термопару с таким же новым толстенным диэлектриком просто невозможно накрутить на контакт электромагнита. Начинаешь стачивать контакты и тот и другой. Иного просто полностью контакт сдираешь, чтобы накрутилось.
Цифра 3 - контакт катушки.
Итак! В наших руках новенький электромагнит от ЖМЗ в корпусе ЭМК Ростов. Причем, никакого вмешательства в остальную, уже газовую часть ЭМК при этом не происходит. Газ контроль теперь спокойно работает.
Клапана ГЭК собираю под заказ в течение дня. Стоимость соответствует расходам на приобретение двух клапанов, но в данном случае, я думаю, что цель целиком оправдывает средства и, я уверен, что еще и экономит их. Спасибо!